Способ решения проблемы неравенства хорошо известен: надо бороться не с богатством, а с бедностью. Самый удобный инструмент для этого — налоги. А самый свежий пример — реформа подоходного налога в Китае.
Вчера китайские законодатели начали обсуждать налоговые новации, которые призваны сократить пропасть между богатыми и бедными. Ведь даже для социалистического Китая проблема имущественного расслоения становится все актуальнее: страна богатеет. Возможно, опыт КНР пригодится и нам. Сейчас самое время его изучить, поскольку правительство как раз выбирает сценарий долгосрочного развития России до 2020 г.
Как известно, с 2001 г. все россияне платят подоходный налог по единой ставке 13%. В Китае налог прогрессивный — чем выше доходы, тем выше ставка. Но при этом он устроен так, что самые бедные налог не платят вообще: это сельское население и люди, чьи доходы меньше 2000 юаней ($306) в месяц. Если зарплата выше, налог взимается лишь с суммы, превышающей необлагаемый минимум. Шкала ставок состоит из девяти уровней — от 5 до 45%. Если зарплата от $306 до $756 — ставка 5%, а с дохода свыше $15 400 в месяц надо отдать государству 45%.
Реформа предполагает, что необлагаемый минимум будет увеличен до 3000 юаней ($461). Если учесть, что средняя зарплата китайского рабочего — примерно 2000 юаней в месяц, а у сотрудника государственной компании — 3330 юаней, это означает, что от налога будет освобождено большинство. Кроме того, предполагается изменить шкалу ставок: их будет меньше и они будут ниже. К примеру, налог для тех наемных работников, которые получают $690, снизится с нынешних $27 до $11,5 в месяц, а годовая процентная ставка составит 1,7%. Для зарплат от $756 до $1500 нагрузка уменьшится вполовину, а ставка будет примерно 5%.
Тем, кто считает российский подоходный налог самым низким в мире, эти цифры не понравятся.
Но, может быть, наша единая 13%-ная ставка более справедливая? Принято считать, что прогрессивный подоходный налог лишает стимулов к труду самую продуктивную часть населения — тех, кто умеет зарабатывать. Ведь именно у них государство изымает самую большую долю дохода. На самом деле это не совсем так: у состоятельных людей в отличие от простых рабочих при любых налоговых ставках есть возможности уменьшить свои реальные выплаты. Например, получая вместо зарплаты дивиденды (облагаются по ставке 9%).
Но 13%-ный налог помог России вывести личные доходы из тени: после реформы доля скрытых зарплат в общем объеме доходов снизилась с 35 до 32%, а сами зарплаты выросли. Правда, это достижение было потеряно в ходе кризиса. А в сухом остатке весь выигрыш от реформы составил только 0,4% ВВП, подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Несмотря на эти факты, мы не призываем возвращать россиянам прогрессивную шкалу подоходного налога. Китайский урок для России в том, что налог можно сделать более справедливым с помощью необлагаемого минимума.
Наш Налоговый кодекс и сейчас предусматривает налоговые вычеты, но пока они остаются формальными из-за мизерного размера. Взять, например, необлагаемый вычет на ребенка: по закону его размер — 1000 руб. То есть, заработав 50 000 руб., гражданин, имеющий ребенка, будет платить налог только с 49 000 руб. Экономия — всего 130 руб. Вряд ли такую помощь государства кто-то вообще замечает.
Необлагаемый минимум — хотя бы как у китайцев(13 000 руб. в месяц) — сделал бы налоговый вычет настоящим инструментом социальной политики. Государство могло бы повысить доходы малообеспеченных граждан и граждан с детьми, причем адресно. Это гибкий и удобный инструмент: ведь как только достаток человека или его дети вырастают, право на вычет автоматически исчезает. К тому же вычет полагается только тем, кто не сидит на шее у государства, а сам зарабатывает.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/262918/vychitanie_pokitajski#ixzz1QafuJ4MZ
Вчера китайские законодатели начали обсуждать налоговые новации, которые призваны сократить пропасть между богатыми и бедными. Ведь даже для социалистического Китая проблема имущественного расслоения становится все актуальнее: страна богатеет. Возможно, опыт КНР пригодится и нам. Сейчас самое время его изучить, поскольку правительство как раз выбирает сценарий долгосрочного развития России до 2020 г.
Как известно, с 2001 г. все россияне платят подоходный налог по единой ставке 13%. В Китае налог прогрессивный — чем выше доходы, тем выше ставка. Но при этом он устроен так, что самые бедные налог не платят вообще: это сельское население и люди, чьи доходы меньше 2000 юаней ($306) в месяц. Если зарплата выше, налог взимается лишь с суммы, превышающей необлагаемый минимум. Шкала ставок состоит из девяти уровней — от 5 до 45%. Если зарплата от $306 до $756 — ставка 5%, а с дохода свыше $15 400 в месяц надо отдать государству 45%.
Реформа предполагает, что необлагаемый минимум будет увеличен до 3000 юаней ($461). Если учесть, что средняя зарплата китайского рабочего — примерно 2000 юаней в месяц, а у сотрудника государственной компании — 3330 юаней, это означает, что от налога будет освобождено большинство. Кроме того, предполагается изменить шкалу ставок: их будет меньше и они будут ниже. К примеру, налог для тех наемных работников, которые получают $690, снизится с нынешних $27 до $11,5 в месяц, а годовая процентная ставка составит 1,7%. Для зарплат от $756 до $1500 нагрузка уменьшится вполовину, а ставка будет примерно 5%.
Тем, кто считает российский подоходный налог самым низким в мире, эти цифры не понравятся.
Но, может быть, наша единая 13%-ная ставка более справедливая? Принято считать, что прогрессивный подоходный налог лишает стимулов к труду самую продуктивную часть населения — тех, кто умеет зарабатывать. Ведь именно у них государство изымает самую большую долю дохода. На самом деле это не совсем так: у состоятельных людей в отличие от простых рабочих при любых налоговых ставках есть возможности уменьшить свои реальные выплаты. Например, получая вместо зарплаты дивиденды (облагаются по ставке 9%).
Но 13%-ный налог помог России вывести личные доходы из тени: после реформы доля скрытых зарплат в общем объеме доходов снизилась с 35 до 32%, а сами зарплаты выросли. Правда, это достижение было потеряно в ходе кризиса. А в сухом остатке весь выигрыш от реформы составил только 0,4% ВВП, подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Несмотря на эти факты, мы не призываем возвращать россиянам прогрессивную шкалу подоходного налога. Китайский урок для России в том, что налог можно сделать более справедливым с помощью необлагаемого минимума.
Наш Налоговый кодекс и сейчас предусматривает налоговые вычеты, но пока они остаются формальными из-за мизерного размера. Взять, например, необлагаемый вычет на ребенка: по закону его размер — 1000 руб. То есть, заработав 50 000 руб., гражданин, имеющий ребенка, будет платить налог только с 49 000 руб. Экономия — всего 130 руб. Вряд ли такую помощь государства кто-то вообще замечает.
Необлагаемый минимум — хотя бы как у китайцев(13 000 руб. в месяц) — сделал бы налоговый вычет настоящим инструментом социальной политики. Государство могло бы повысить доходы малообеспеченных граждан и граждан с детьми, причем адресно. Это гибкий и удобный инструмент: ведь как только достаток человека или его дети вырастают, право на вычет автоматически исчезает. К тому же вычет полагается только тем, кто не сидит на шее у государства, а сам зарабатывает.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/262918/vychitanie_pokitajski#ixzz1QafuJ4MZ
Комментариев нет:
Отправить комментарий